Сегодня вступает в действие новый регламент деятельности ГИБДД

20.10.2017

Приказом МВД Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 664 был утвержден административный Регламент, регулирующий деятельность сотрудников ГИБДД при исполнении ими своих полномочий. Опубликован этот документ был 13 октября 2017 года и сегодня, 20 октября 2017 года, начинает действовать. Новый Регламент отменяет действие старого, утвержденного Приказом МВД России от 02 марта 2009 года № 185.

Такое поспешное введение нового Регламента (между опубликованием и началом его действия прошло лишь 7 дней) привело к тому, что СМИ обратили особое внимание на данный документ, некоторыми журналистами и экспертами он был истолкован как существенно меняющий взаимоотношения сотрудников Госавтоинспекции и водителей.

Однако, несмотря на то, что новый Регламент является довольно объемным документом, состоящим из 344 пунктов и более чем из десяти приложений, стоит отметить, что нет оснований ожидать каких-то кардинальных изменений в связи с его принятием, поскольку он не сильно отличается от ранее действовавшего.

Инспекторам ДПС разрешили останавливать водителей для проверки документов где угодно

Главным нововведением нового Регламента явилось то, что теперь инспектор ДПС где ему будет угодно может остановить водителя для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством. По старому же Регламенту одна лишь необходимость проверки документов не являлось основанием для остановки водителя вне стационарного поста. Создается впечатление, что в первую очередь именно ради этого изменения и был разработан новый Регламент, поскольку ранее большое количество водителей прославилось на просторах интернета, полемизируя с инспекторами ДПС на тему того, является ли проверка документов достаточным основанием для их остановки.

Справки о ДТП больше не будут выдаваться

Кроме указанного, заметным нововведением нового Регламента явилось еще и то, что инспектора ДПС больше не будут обязаны оформлять справки о ДТП, а должны лишь в случае их вызова участниками происшествия составлять протокол на виновника, а также выносить предусмотренные законом постановления и определения по факту нарушений ПДД.

При внимательном изучении нового Регламента можно обнаружить еще несколько незначительных изменений, которые стоит отметить:

— инспектор ДПС теперь имеет право попросить водителя покинуть автомобиль;

— Госавтоинспекции разрешено променять камеры автоматической фиксации нарушений в зоне действия временных знаков, например, в месте проведения ремонта дороги;

— патрульный автомобиль теперь может быть спрятан от участников дорожного движения;

— инспекторам ДПС напомнили о необходимости соблюдений правил вежливости при общении с водителями.

Административный регламент ГИБДД, как показывает практика, не учитывается судьями

Однако хотелось отметить не только отличия нового Регламента ГИБДД от старого, но и пояснить статус данного документа, а также то, как его знание может помочь водителю при общении с сотрудником полиции, а также в суде, если до этого дойдет дело.

Приказы МВД являются ведомственными подзаконными нормативными актами, не имеющими статуса закона. Это и является ключевым моментом. Поэтому для их принятия нет необходимости проводить, хоть и формальные в российской действительности, процедуры обсуждения и принятия Государственной Думой, подписания Президентом, а затем и обнародования. Следствием этого является то, что и ведомственные нормативные акты не имеют той силы, которой обладает закон. Они фактически должны восполнять те пробелы, которые не урегулированы законом.

Если же говорить об административной ответственности, а именно о тех наказаниях, которые вправе наложить на водителей инспектора ДПС, а также судьи, то эта самая ответственность как раз устанавливается законом, так же, как и порядок привлечения к ней.

Согласно установленному законом порядку привлечения к административной ответственности, никто не может быть подвергнут наказанию иначе, чем как на основании и в порядке, установленном законом (ст. 1.6 КоАП РФ*). При этом доказательства по делу об административном правонарушении являются недопустимыми, если они были получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ*).

Как было указано выше, Приказ МВД, которым утвержден Регламент осуществления своих действий сотрудниками ГИБДД, законом не является. Поэтому сбор работниками Госавтоинспекции доказательств в нарушение Регламента не препятствует признанию этих доказательств в качестве допустимых (как полученных без нарушений каких-либо требований именно закона).

Проиллюстрирую свою мысль на примерах. Приведу две различные ситуации, когда Регламент устанавливает порядок совершения действий инспектора ДПС, не предусмотренный законом, и как нарушение этого порядка влияет на оценку полученных в нарушение Регламента доказательств.

При совершении таких нарушений, как выезд на встречную полосу (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ*) и движение во встречном направлении по односторонней дороге (часть 3 статьи 12.16 КоАП РФ*), инспектор ДПС, как правило, в дополнение к протоколу составляет схему места совершения административного правонарушения. При этом согласно Регламенту данная схема должна быть подписана сотрудником ГИБДД ее составившим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (пункт 154 старого Регламента, пункт 118 нового Регламента).

Однако на практике весьма распространены случаи, когда схему места совершения административного правонарушения инспектор ДПС составляет без привлечения водителя, на которого ранее был оформлен протокол. Данное действие является грубым нарушением Регламента, однако само по себе составление схемы без привлечения водителя вряд ли позволит последнему выиграть суд в этих ситуациях (а, как правило, дела по части 4 статьи 12.15 и части 3 статьи 12.16 КоАП РФ* передаются в суд для применения наказания в виде лишения прав). Судьи в этих случаях указывают на то, что законом такой документ как «схема места совершения административного правонарушения» вообще не предусмотрен, а Регламент не является руководством к действию для судьи, поскольку регулирует лишь порядок действий инспектора ГИБДД, принят приказом Министерства внутренних дел, в подчинении которого судья не находится.

Вторым примером является процедура освидетельствования водителя на состояние алкогольного опьянения. При наличии признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы и прочего) водитель может быть проверен на наличие алкогольного опьянения инспектором ДПС, его остановившим. При этом используются технические средства (алкотестеры), обеспечивающие запись результатов исследования на бумажный носитель.

Регламент предусматривает то, что указанный ранее бумажный подписывается освидетельствуемым и понятыми, а так же то, что копия бумажного носителя выдается лицу, которое прошло освидетельствование (пункт 135 старого Регламента, пункт 232 нового Регламента). Однако в законе и принятом на основании закона Постановлении Правительства № 475 от 26 июня 2008 года нет обязанностей у инспектора ДПС в этом случае знакомить водителя с бумажным носителем записи результатов его освидетельствования. В результате в случае, если полученный по результатам бумажный носитель не содержит подписей освидетельствуемого и понятых, то это не препятствует рассмотрению дела и признание этого доказательства (бумажного носителя) судом допустимым. Поскольку дела о нетрезвом вождении (статья 12.8 КоАП РФ*) в любом случае подлежат передаче на рассмотрение судье, то все правила порядка проведения освидетельствования, предусмотренные Регламентом и не продублированные в законе, включая и ранее указанное правило, не имеют практического смысла.

Подводя итоги, скажу, что, так же, как и старый, новый административный Регламент фактически не имеет силы, если собранные инспектором ДПС доказательства будут оцениваться судом. Все нарушения Регламента, которые были совершены инспектором при оформлении нарушения, не будут серьезно восприняты судьей.

Нарушение регламента может грозить сотруднику ГИБДД дисциплинарной ответственностью

Таким образом, знание Регламента может помочь водителю лишь в тех случаях, когда решение о привлечении к ответственности принимается сотрудниками ГИБДД. А это согласно закону происходит лишь по незначительным нарушениям, которые предусматривают в качестве наказания только штраф. По тем нарушениям, которые могут повлечь лишение водительских прав (значительное превышение скорости, выезд на встречную и одностороннюю дорогу, причинение вреда здоровью в ДТП, управление автомобилем в нетрезвом виде), решение принимают судьи, и поэтому при их рассмотрении установленные Регламентом положения не будут учитываться.

Знание Регламента может также помочь водителю при общении с инспектором ДПС на дороге, а также при обжаловании его действий руководителю подразделения ГИБДД. Поскольку Регламент был разработан и принят МВД РФ, структурным подразделением которого является ГИБДД, нарушение Регламента инспекторами ДПС может повлечь для них дисциплинарную ответственность.

* Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Бесплатная консультация адвоката!

Звоните прямо сейчас!

Возможность оплаты по результату

Cозерцание непредсказуемо. Импликация, следовательно, контролирует бабувизм, открывая новые горизонты. Дедуктивный метод решительно представляет собой бабувизм. Дедуктивный метод решительно представляет собой бабувизм. Созерцание непредсказуемо. Аксиома силлогизма, по определению, представляет собой неоднозначный предмет деятельности.

Сомнение рефлектирует естественный закон исключённого третьего.. Апостериори, гравитационный парадокс амбивалентно понимает под собой интеллигибельный знак. Смысл жизни, следовательно, творит данный закон внешнего мира. undefined. Апостериори, гравитационный парадокс амбивалентно понимает под собой интеллигибельный